«Пока что не нашли идеальную музыку, которая бы нас захватила». Один день с танцевальной группой Елены Соколовой

«Пока что не нашли идеальную музыку, которая бы нас захватила». Один день с танцевальной группой Елены Соколовой
Евгений Устенко и Екатерина Миронова / Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ
Как готовятся фигуристы Екатерина Миронова и Евгений Устенко и что они думают о прошедшем сезоне — в репортаже «Матч ТВ».

В последние два сезона петербургские танцы на льду, которые много лет оставались в тени, громко заявили о себе благодаря успехам на турнирах федерального уровня. Екатерина Миронова и Евгений Устенко активно участвуют в серии Гран-при России и соревнуются с сильнейшими дуэтами, что обязывает подтягиваться и других: в городе появляется конкуренция, локальные турниры обретают новые краски и зрителей на соревнованиях танцоров.

Команда Елены Соколовой пригласила корреспондента «Матч ТВ» на свои тренировки. Как выяснилось, лидеры группы изучают элементы под руководством известного парника, уже делают первые шаги в тренерстве и мечтают отведать оленину. Мы подробно разобрали ценность каждого педагога команды, успехи и планы младших учеников, а заодно обсудили лучших одиночников, чемпионат мира и многое другое.

«Теперь фигурное катание прочно живет в моей голове почти круглые сутки»

Мы встречаемся в спортзале в восемь вечера. Миронова с Устенко только что закончили тренировку для юных учеников академии и готовы заниматься собой. Так проходит каждый их вечер: лед, зал, затем опять лед. Заканчивают примерно в полночь.

Пока фигуристы разучивают новые элементы на мате, мы обсуждаем с Соколовой атмосферу межсезонья. Елена — главный тренер группы. Второй ледовый тренер — Кирилл Алешин, присоединившийся к команде весной 2022 года, вскоре после завершения карьеры. Кирилл — изначально воспитанник петербургской школы танцев на льду, его первым тренером в этом виде фигурного катания была как раз Соколова.

Анастасия Скопцова и Кирилл Алешин / Фото: © Денис Гладков / Матч ТВ
— Кирилл очень хорош в новом качестве. Уже давно адаптировался, стал полноценной единицей — творческой, рабочей, технической. Он — и правая, и левая моя рука! Здорово, что Кирилл наглядно показывает мальчикам движения именно партнера: как вести девочку в дорожке шагов, поднимать в разные позиции. Раньше все показывала я, но у меня-то опыт партнерши, и парням не хватало понимания, что они должны делать, — говорит тренер.

На ледовой тренировке Кирилл несколько раз будет отрабатывать с учениками мужские партии. Они вместе с Еленой отвечают за лед, потому что единственные из тренерского штаба владеют коньком. Остальные педагоги «стоять на льду умеют» и, как подчеркивает моя собеседница, не падают.

Алешин совмещает работу с танцорами и одиночниками. Первый год тренерской карьеры он провел в группе Алексея Мишина, а сейчас по утрам трудится в команде Артура Гачинского. Одиночникам он преподает скольжение.

— Можно сказать, нашел свое призвание, — отмечает Кирилл. — Мне было особенно интересно, как изменилось отношение фигуриста к спорту после смены амплуа. Стал больше думать о фигурном катании. Будучи спортсменом, я выполнял на тренировках задачи, поставленные тренером, затем шел отдыхать. В свободное время я легко переключался на другие сферы жизни и помнил только об одной задаче к следующей тренировке: восстановиться, чтобы затем выложиться на максимум. А сегодня фигурное катание прочно живет в моей голове почти круглые сутки. Даже ночью, пока не усну, я думаю про бесконечный поток задач. Элементы, технические правила… все это надо читать, осмысливать.

Хореограф Дмитрий Болтунов преподает фигуристам балет, классический танец, гимнастику, работу с вестибулярным аппаратом. Еще одна ценность — медицинское сопровождение на турнирах, потому что Дмитрий по первому образованию фельдшер. Он работает со спортсменами в основном в зале.

— Дима родом из Москвы, закончил там Академию хореографии. Затем женился и переехал в Петербург по любви. Вот как бывает! Он член нашей команды уже семь лет, — рассказывает Елена.

За актерское мастерство и физическую подготовку в команде отвечает Марчин Руй. Он профессиональный актер родом из Польши, снимался в польских и российских фильмах. Фигуристов педагог учит работать взглядом и мимикой, грамотно выражать эмоции, передавать внутренний образ.

— Мимика не только лица, а и всего тела. Допустим, когда мы ставили программу «Форма воды», отрабатывали хореографию перед зеркалом, как мне руками двигать. Потом Марчин дал самостоятельное задание попробовать разные актерские приемы. Я вставал перед зеркалом и импровизировал, учился мимикой передать глубину своего образа, чтобы все без слов было понятно, — вспоминает Евгений Устенко.

Он приводит пример контрастов в работе со зрителем:

— У нас здесь (в академии) арена маленькая. Я посмотрю на зрителей — и они мое лицо хорошо разглядят. А если выйти на большой каток, например, в «Мегаспорте», где там минимум 15 рядов? Зрители с шестого ряда уже мало поймут, если моя мимика будет такой же. Поэтому важно уметь работать на разного зрителя, учитывать масштаб помещения. Это все нюансы актерского мастерства, которые мы с Марчином адаптируем для каждого выступления.

В позапрошлом сезоне к группе присоединился Герман Зернов, педагог по бальным танцам. Он сам еще действующий спортсмен, участвует в профильных турнирах, а в свободное время учит фигуристов.

— Герман застал недавний теракт на концерте «Пикника». Их коллектив давал там представление в тот роковой вечер. К счастью, пары их группы, участвующие в чемпионате России по бальным танцам, успели выступить до начала стрельбы, — говорит Елена.

Присмотревшись к молодому тренеру, который помогает Мироновой и Устенко осваивать креативный элемент, я узнаю Дмитрия Ялина — известного парника, многократного призера юниорских этапов Гран-при и чемпионатов мира. Дмитрий провел практически всю карьеру в стенах этой академии, его тренировала семья Великовых. Спорт пришлось завершить из-за того, что не нашлось подходящей партнерши, и теперь Дмитрий выступает в международных шоу. Во время одного из визитов на родину фигурист решил помочь нашим танцорам. Как рассказывает Соколова, все сложилось само собой, когда они встретились в общей компании:

Екатерина Миронова, Евгений Устенко и Дмитрий Ялин / Фото: © Марина Чернышова-Мельник
— Мы с Димой давно друг друга знаем, работали ведь в одном здании. Я подумала — он парник, есть свежий опыт в шоу, значит, явно идеи новых поддержек и связок. Чему-то он сам научился, что-то сам придумал, у него голова светлая в этом отношении. Пригласила помочь Кате с Женей. Дима каждый вечер к нам приходит. Жаль только, что это временно. Скоро у него новые гастроли.

Тренеры периодически приглашают и внешних консультантов — судей, технических специалистов, дистанционно советуются с иностранными коллегами. Чаще всего это происходит в конце межсезонья, когда готовы и накатаны новые программы, — чтобы эксперты дали советы по доработке.

«Докатала произвольную программу и подумала: «Ну все, сейчас отдохнем и пойдем за олениной!»

Мы все вместе идем на ледовую тренировку старшей группы. Юные фигуристы, у которых занятие подошло к концу, делают красивые поклоны перед тренером, а старшие ребята — раскатываются и импровизируют. Удивительный контраст с атмосферой на турнирах! Там всегда шумно, спортсмены ищут уединение, чтобы настроиться на выступления, тренеры в делах и мыслях, а после прокатов все уставшие. Сейчас же — в начале межсезонья — обстановка очень расслабленная, все больше сосредоточены на внутренней работе творческого полушария и тренируются в лайтовом режиме.

Я предлагаю тренерам и ученикам чуть вернуться в прошлое и проанализировать успехи и неудачи минувшего сезона. Хореограф Дмитрий Болтунов хвалит Екатерину и Евгения за то, что рискнули взять сложную тему произвольного танца:

— Ее было трудно показать, чтобы поняли и зрители, и судьи. Но ребята справились. Мне нравится, что они вышли за рамки своих привычных образов и уже способны на глубинные вещи. У них ведь произвольный обычно драйвовый, на мощных эмоциях. Было непривычно работать с ними над лирикой, над темой воды. Они сделали очень большой шаг для себя.

Открывали сезон Миронова и Устенко по традиции на льду родной академии — на этапе «Кубка Санкт-Петербурга». Но ощущалось все по-новому, так как раньше выступали лишь два взрослых танцевальных дуэта города, а теперь появилась конкуренция.

— Последние годы мы показывали здесь свои программы, чтобы их увидели судьи, и мы могли доработать ошибки к решающим стартам. Выходили и выступали на победу, которая была фактически обеспечена. А сейчас победа внесла некий запал, потому что мы уже выступали с ощущением, что это соревновательный процесс. Ведь все четыре питерские пары — мастерские. Конечно, цель показать свою работу и услышать обратную связь тоже осталась. Половина судей, которые судили нас на первом турнире, были на контрольных прокатах сборной России. Они сказали нам свое мнение, — вспоминают фигуристы.

В Красноярске Миронова и Устенко выиграли свою первую медаль Гран-при России — бронзу, что было особенно приятно, ведь в предыдущем сезоне они оба раза останавливались в шаге до пьедестала Гран-при.

— Нервный был старт, особенно произвольный танец. Мы выходили на лед первыми и выдали свой первый чистый прокат сезона без каких-либо казусов. Когда ты так выступаешь на соревновании (а не тренировке), ты условно поднимаешься на следующую ступень. Чувствуешь, что способен это сделать в реальной жизни. В этом моральная ценность. У меня сразу возникло спокойствие и чувство уверенности в себе, — делится Екатерина.

Ее партнер добавляет, что турнир был сложен еще и из-за разницы во времени и погоде. Плюс у фигуристов остался незакрытый гештальт: отведать местное блюдо.

— Я очень хотела попробовать оленину. Это еще с чемпионата России в Красноярске тянулось. Докатала произвольную программу и сразу подумала: «Ну все, сейчас отдохнем и пойдем за олениной!». Но по времени не сложилось, — говорит Миронова.

Причина четвертого места на этапе «Волжский пируэт» спортсменам очевидна: ошибка в самом начале ритм-танца. Кстати, этот казус сподвиг команду поменять музыку к чемпионату России. Шестое место на чемпионате они считают достойным, учитывая высокую конкуренцию. На Спартакиаду сильнейших дуэт очень хотел ехать, но все сорвалось из-за простуды партнерши.

Тренер довольна ростом своих учеников за последний год:

— Они повзрослели, начали по-другому относиться к турнирам, и к себе в этих турнирах. Знают, чего хотят, где они исполнили свою программу на максимум и где дали возможность себя ущипнуть, не доделали что-то. Это взросление в качестве личности и индивидуальности в спорте. Ребята же вообще очень рано перешли в мастера — им было по 14-15 лет. Мы тогда приняли волевое решение абстрагироваться от юниорского спорта и занять свою нишу во взрослом. Это повлияло и на сегодняшний рост, — комментирует Елена Соколова.

«Авось, поставим танец под «Дюну». Как раз вторая часть недавно вышла»

Я интересуюсь успехами других дуэтов группы. Алиса Абдуллина и Егор Петров уже успели поучаствовать в паре взрослых стартов. Весь сезон они катались по юниорам, в январе не смогли отобраться на главное свое соревнование, и команда решила, что возраст подошел.

— Алисе с Егором все равно надо в новом сезоне переходить на мастерский уровень, и мы подумали начать раньше. Пусть попробуют хотя бы, что это такое: программы подлиннее, элементов больше. И, соответственно, осознание, что они уже доросли до взрослого спорта, — поясняют тренеры.

У Ульяны Ермаковой и Артема Крылова сезон не сильно сложился, так как фигуристы попали всего на один этап Гран-при России и не получили возможности побороться за отбор на чемпионат страны.

Ульяна Ермакова и Артём Крылов / Фото: © Денис Бушковский / Матч ТВ

Мария Нехаева и Федор Санин перешли в группу в прошлое межсезонье. Дебютировали на взрослом уровне, но пока только на локальных соревнованиях. Внутренний отбор (на уровне города) они не прошли, поэтому не получили этапов Гран-при. Сейчас дуэт готовится к новому сезону.

Миронова с Устенко завершили соревновательный сезон одними из первых среди топовых дуэтов. Еще в начале марта, когда многие фигуристы создавали программы к «Русскому вызову», Соколова сказала мне, что ее коллектив уже весь в мыслях о новых постановках. С тех пор главные питерские танцоры пересмотрели записи балетов, танцевальных номеров, шоу-программ, цирковых представлений. Они в процессе поиска новых элементов, связок и поддержек.

Кроме того, слушают множество музыкальных композиций, выбирают лучшие для будущих программ.

— Мы в творческом поиске. Пока что не нашли идеальную музыку, которая бы нас захватила, чтобы однозначно сказать: «Да, хотим под нее кататься!». Есть абстрактные идеи, но мы все-таки анализируем. Хотим дождаться, когда объявят правила. Знаем, что тема ритмического танца — социальные танцы (под музыку 50-70-х годов). Но пока что все описано расплывчато, без конкретики. Может, будут какие-то изменения и в требованиях к произвольному танцу, — рассуждают Миронова и Устенко. — Авось, поставим танец под «Дюну»! Как раз вторая часть недавно вышла.
— Они любят вызовы, и это хорошо. Ведь развитие в том, чтобы отходить от привычных образов. Ребята больше любят динамичную музыку. Помню, я видел Катю с Женей в лирике в программе «Ромео и Джульетта» аж 2017 года, когда мы только начали вместе работать. С тех пор любовь шла у них в творчестве вторым планом. В этом сезоне они сменили амплуа, потому что набрались опыта. Мне, как педагогу, интересно открывать в учениках новые грани. Темы предлагает в основном Катя. В прошлом году она даже музыку к ритмическому танцу монтировала сама. Посмотрим, что получится сейчас. В балетных постановках я, кстати, больше по комедийным темам, — рассказывает хореограф Болтунов.

Кстати, совсем скоро Миронова и Устенко порадуют поклонников новой постановкой на тему Дня Победы: в мае выступят на концерте Ильи Авербуха.

Фавориты, первые шаги в тренерстве и нематериальные ценности

Напоследок мы обсудили с членами команды некоторые яркие события последнего времени и новую грань их развития.

Одиночники, которые впечатлили в минувшем сезоне

Екатерина: — Моя фаворитка — Лидия Плескачева, с которой мы выступали в одной команде в шоу. Также я в восторге от Ани Фроловой, ее прокаты на чемпионате России — это просто фурор для нас!

Анна Фролова / Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ

Евгений: — Еще мне очень понравились прокаты Сони Муравьевой. Мы ведь, будучи танцорами, прыжки понимаем не глубинно и судим одиночников эмоционально как простые зрители. Я смотрю прыжок и думаю: «Так, два оборота, три, четыре… Упал, сделал, мощно!». Соня выступала ярко и с душой.

Лучшие выступления на чемпионате мира

Елена: — Мои фавориты — Пайпер Гиллес и Поль Пуарье, уже много лет нравятся. До этого у меня были Мэдисон Хаббел и Захари Донахью. Еще люблю смотреть на Лоранс Фурнье Бодри и Николая Соренсена. Многие эксперты говорили, что на чемпионате мира должны были победить Гиллес-Пуарье. Я с этим согласна. Тут уж решали судейские голоса, оценки за линии и прочие технические нюансы, рейтинг явно сыграл роль. Мне кажется, судьям вообще было трудно оценивать этот турнир: несколько чистых прокатов лидеров, такие близкие по качеству… У нас же самый субъективный вид: ты смотришь на элементы, вроде картинка красивая, а в ногах может быть ничего. Или наоборот, в ногах все есть, а картинку смотреть неинтересно. Результаты уже не изменишь, но канадский дуэт я продолжаю любить и жду новых интересных постановок!

Евгений: — Мы с удовольствием посмотрели чемпионат мира, всю пятичасовую запись. Больше всего понравились Ташлеровы и Мразковы (оба чешских дуэта). У Кати и Дани (дуэт Катержина Мразкова и Даниэль Мразек. — «Матч ТВ») вообще был прорывной сезон!

Екатерина: — Мне понравились Милла Рууд Рейтан и Николай Майоров в короткой программе (дуэт представляет Швецию — «Матч ТВ»). Яркая постановка, все отработано, хорошая техника, каждое движение параллельно и эмоционально. Да, в произвольный танец ребята не отобрались. Но они ведь, на минуточку, два одиночника, которые встали в пару прошлым летом. Так хорошо наработали танцорский навык, что, глядя на их танец, не понимаешь, что это новодел. Они не похожи на одиночников. Наоборот — космос!

«Русский вызов»

В это шоу фигуристы не заявлялись, и в итоге никто из членов команды пока не смотрел премьеры в записи.

Евгений: Я расстроился, что не взяли Стасю Константинову. Очень за нее болел: мы держали связь во время подготовки, она делилась своими наработками, и я хотел увидеть ее выступление. А потом так некрасиво получилось… Сам турнир проходил как раз в момент нашей тренировки. Позже все закрутилось, и нам вообще не до этого стало. Не хочу сказать, что мы объявили бойкот из-за ситуации со Стасей. Просто так сложилось: «Русский вызов» прошел мимо нас.

Подкатки

Елена: — Женя и Артем иногда работают с маленькими одиночниками: учат их скольжению. Я только за, потому что, когда ребята сами объясняют, у них тело и мозг начинают работать более осознанно. Соответственно, они приходят на свою тренировку, и им уже проще. Все через себя пропустили, донесли мысль и теперь понимают, как лучше самим исполнить, где ошибки и т. п.

Катя с Женей помогают с программами ребятам младшей группы. Женя вообще незаменим, когда я начинаю ставить маленьким. Мы в паре показываем движения и задача сразу становится наглядной. Забавно бывает, когда Катя в этот момент объясняет что-то другим ребятам, а потом подъезжает и говорит: «Не-не-не, Женя сегодня со мной!».

Новая жизнь и поклонники

Евгений: — С тех пор, как мы начали много выступать на федеральных стартах, наша жизнь изменилась. Гораздо больше внимания, даже фанатское сообщество появилось. Приятно, что работа, которую мы проделываем изо дня в день, получает свой отклик. Это очень важный аспект внутренней опоры — знать, что есть люди, которым нравится то, что ты делаешь. Они тебя поддерживают независимо от того, удачно ты выступил или не очень. Все равно всегда поток теплых пожеланий.

Екатерина: — Лучший подарок от фанатов — письмо. Помню соревнования в «Мегаспорте», мне вручают медведя, а внутри лежит бумажка с трогательным признанием. Я не буду раскрывать содержание — оно очень личное. Автор передал мне частичку своей души, и я ее храню, перечитываю. Это был первый крупный для меня по значимости подарок. Если вдруг этот человек прочитает, пусть знает, что мне безумно приятно! Самое ценное — добрые, искренние слова.

Читайте также:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.